Пожарная безопасность
Пожарная безопасность в школе
Пожарная безопасность в школе – это комплекс мероприятий, разработанный государственными органами, в которые добавляются правила, разрабатываемые администрацией каждого учебного заведения. Цель составленных документов – защита учеников, учителей, технического персонала, имущества и других материальных ценностей от пагубного воздействия пожаров.
Противопожарные мероприятия в школе
Противопожарная безопасность в школе включает в себя следующие мероприятия:
- Приобретение и поддержание в исправном техническом состоянии средств тушения очагов возгорания. Сюда входят огнетушители, ящики с песком, пожарные щиты и прочее.
- Проведение установки системы сигнализации, которая отслеживает противопожарное состояние здания школы в автоматическом режиме.
- Монтаж системы тревоги, которая должна оповещать людей о случившемся пожаре.
- Разработанный план и схема эвакуации из здания.
- Наличие эвакуационных маршрутов и выходов. Последние всегда должны находиться в работоспособном состоянии.
- Стенды, на которых располагается информация о правилах и мероприятиях по пожарной безопасности объекта.
- Систематическое проведение занятий на темы правил пожарной безопасности в школе. Занятия проводятся и с учащимися, и с учителями по отдельности. Для этого разрабатываются специальные учебные инструкции, в основу которых ложатся стандартные правила.
- Проводятся учения, в которых в основном применяются правила эвакуации людей из здания школы.
Как проводится обучение учеников
Технике пожарной безопасности в школе начинают учить еще в младших классах. Здесь детям дают простые понятия о том, что собой представляет огонь, а соответственно и пожар. Почему он является опасным, но для каких целей его применяют. То есть рассказывают о всех плюсах и минусах. Но при этом закладывают знания о том, как надо правильно обращаться с огнем, и что нужно делать, если в здании вдруг начался пожар.
Ученики младших классов не могут усвоить большой объем информации, особенно технической. Поэтому знания даются в виде игры, где используются наглядные пособия в виде игрушек или картинок. Сегодня большой популярностью пользуются мультфильмы. Нередко для малышей организуют экскурсии в пожарные части, где наглядно показывают пожарные машины, самих сотрудников в полном обмундировании. Это самая действенная мера.
На этом этапе обучения малышей учат, как правильно тушить костры, как можно спастись от огня и дыма, как правильно пользоваться бытовыми электрическими приборами. Обязательно заучивают номера телефонов МЧС.
По сути, ученикам младших классов прививают небольшое количество простейших правил. Вот они:
- баловаться со спичками нельзя;
- нельзя играть возле костров или предметов, нагретых докрасна;
- нельзя сушить вещи над бытовыми электрическими приборами и кострами;
- нельзя оставлять электроприборы без присмотра;
- нельзя разводить костры без участия взрослых;
- если был обнаружен пожар, то надо приложить все усилия, чтобы привлечь внимание взрослых: кричать, шуметь, звонить и прочее.
Техника безопасности при пожаре в школе для учеников средних классов – это более серьезный подход. Вот элементы получения знаний:
прививаются знания, как надо правильно пользоваться электрической техникой; дается информация о легковоспламеняющихся материалах: почему они так называются, как контактируют с огнем, и каковы последствия этого контакта;
Последний пункт особенно важен. Поэтому проводятся учения, в которых отрабатываются правила эвакуации из школы. Работа над всеми пунктами проводится в виде викторин, конкурсов. Особое внимание уделяется практическим занятиям.
Как должны себя вести ученики при пожаре в школе
Основной набор правил пожарной безопасности для школ заключается несколькими пунктами:
- Если внутри помещений здания появился дым и резкий запах горящих предметов, то основная задача учеников – строго слушать учителя, потому что именно он сможет точно оценить обстановку. В его обязанности входит обеспечение безопасности вверенных ему детей, поэтому его указания должны выполняться учащимися беспрекословно.
- Нельзя поддаваться панике.
- Покидать здание школы надо быстро, но бежать нельзя. Потому что это может спровоцировать падение, а соответственно и давку. В результате последнего могут пострадать дети.
- Как только школьники вышли из школы, необходимо следовать за учителем. Он далее проведет перекличку и определит, все ли ученики из его класса покинули школу.
- Никакой самодеятельности. Пожар – дело серьезное, это не игра, это опасная для жизни ситуация.
Учения в школе
- Проводимые учения по пожарной безопасности в школе – это практические занятия. Проводятся они на высоком уровне, предшествует им серьезная подготовка. В первую очередь готовится план проводимых мероприятий. Обязательно директором создается приказ о проведении учений, в котором обозначаются сроки, время, ответственные. В основу документации закладывается план эвакуации: его графическая и тестовая часть.
-
Предварительно с учениками проводятся занятия, в которые повторяются правила эвакуации. На них же еще раз обозначаются эвакуационные пути, маршруты и выходы. Такие же занятия проводятся с учителями и техническими работниками школы. Проводит их директор ( или один из его заместителей).
-
Утверждается список наблюдателей, которые будут оценивать и фотографировать проводимые мероприятия.
Тренировка по эвакуации начинается с пожарной тревоги. Действия учителя таковы:
- Обеспечить слаженность эвакуации учеников из своего класса. Главная задача преподавателя – исключить панику среди детей.
- Он должен оценить ситуацию и понять, по какому маршруту выводить детей будет более безопасно.
- Производит раздачу индивидуальных средств защиты: смоченные платки и тряпки.
- Не допустить, чтобы дети бросились тушить очаг возгорания. Необходимо объяснить, что этим будут заниматься подготовленные профессионалы.
- Объясняется и ситуация, связанная с личными вещами учеников. Брать их с собой нельзя, потому что портфели и рюкзаки только будут мешать при эвакуации.
- С собой учитель должен взять только журнал.
- Эвакуация производится слажено по намеченному маршруту.
- После того как класс покинул здание школы, учитель должен отвести группу на безопасное расстояние от горящего здания и провести перекличку на предмет наличия всех учащихся.
- После чего он должен доложить результат переклички директору школы.
Существуют определенные правила эвакуации детей и сотрудников из школы. Первыми выводят учеников, которые оказались ближе всего к очагу возгорания. Идеально – если школу первыми покидают малыши. Но тут по ситуации.
Каждый класс покидает здание парами. Первым идет учитель, показывая направление движения. Последними идут крепкие мальчики. Они обеспечивают порядок и создают условия оказания помощи более слабым своим товарищам. На них возлагается обязанность закрыть за собой двери. Таким образом предотвращается распространение огня. Директор, его заместители и ответственные за ПБ покидают школу последними.
Практические эвакуационные мероприятия в школе должны проводиться не реже 2-х раз в год. В конце составляется акт, в котором указываются результаты и недостатки.
К мерам пожарной безопасности в школе необходимо относится ответственно. Это серьезные мероприятия, которые гарантируют высокую степень противопожарной безопасности объекта.
Уважаемые родители!
Помните правила пожарной безопасности и научите соблюдать их своих детей!!!
Не секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей. Значительная часть пожаров происходит в жилье. Здесь гибель и травматизм людей от дыма и огня составляет 9 случаев из 10. По данным Центра пожарной статистики в России при пожарах среди 1 миллиона потерпевших погибает более 100 человек. Это в 6 раз больше, чем в США.
Основными причинами пожаров в быту являются: неосторожное обращение с огнем при курении и приготовлении пищи, использование электробытовых приборов, теле-, видео- и аудиотехники, не адаптированной к отечественной электросети или неисправных, проведение электросварочных работ при ремонтных работах в квартирах, детские шалости с огнем. Памятка родителям
На заметку! Практика показывает, что самые понятные и яркие разъяснения дают минимальные результаты.
А любые мероприятия способны надолго остаться в памяти и понятийном аппарате человека.
Школьники младших и средних классов
В школе начинается вторая стадия освоения знаний по ППБ. Противопожарная безопасность для детей преподается на уроках ОБЖ, проводятся тематические конкурсы и праздники. Базовые основы ППБ можно включать в план урока, например, на ИЗО – предложить детям изобразить последствия неудачной игры с огнем, на математике – решить задачу о пожарных машинах. Уже в младших классах ребенок должен освоить правила безопасного поведения в школе:
- в помещении школы и на территории нельзя использовать зажигалки, спички и пиротехнику;
- нельзя оставлять включенными электрические приборы при выходе из помещения;
- на территории школы запрещено разводить костры;
- запрещено курение на школьной территории;
- нужно знать план эвакуации, и уметь им пользоваться.
- при появлении запаха дыма и других признаков возгорания, нужно немедленно сообщить учителю или другим работникам школы.
Техника безопасности при пожаре для детей запоминается лучше в ходе мероприятий: выступлений, праздников, конкурсов, спортивных эстафет. Чтобы усилить эффект, лучше задействовать школьников в подготовке совместного мероприятия: экскурсии, выставки, праздника и т.д.
Важно! То, что дети усвоили дома и в детском саду, в младших и средних классах закрепляется. На этом этапе целесообразно учитывать индивидуальность ребенка, поощрять инициативы. В этом возрасте дети с удовольствием делают макеты, выпускают стенгазеты и плакаты. Художественные и ремесленные навыки развиваются параллельно со знаниями детей о пожарной безопасности. Творчество, личная заинтересованность, яркие впечатления от экскурсии, где ребенок сидел за рулем пожарной машины, все это стимулирует формирование нужных навыков.
Просмотр мультфильмов на противопожарную тематику
https://www.youtube.com/watch?v=cTpyJ8lQUZs
Безопасность детей во время школьных каникул
Летом дети уезжают в лагеря, за город – на природу. Важно обратить внимание на правила поведения в лесу, в поле, возле водоема:
- в сухую и жаркую погоду категорически нельзя разводить костры, так же нельзя зажигать огонь без взрослых;
- на природе, особенно в лесу, нельзя курить
- нельзя жечь сухую траву;
- если, находясь в лесу, дети столкнулись с лесным пожаром, нужно оперативно определить направление ветра, и выходить туда, откуда он дуем;
- при столкновении с лестным пожаром нужно позвонить по мобильному телефону в ГПС или рассказать о происшествии первому взрослому;
- нельзя оставлять после пикника стеклянные бутылки и банки, они могут стать причиной возгорания, отработав, как линза.
Памятка населению о соблюдении мер пожарной безопасности
Резюмируем
Чем раньше ребенок усвоит информацию по ППБ, тем безопасней будет его поведение. Лучшие формы преподавания: мультфильмы, театральные представления, конкурсы, викторины, игры, экскурсии. Но самое главное – это личный пример взрослых. Ребенок усваивает формы поведения.
Безопасность дорожного движения